«Информация в сети — это своего рода уникальный отпечаток, который можно исследовать»

Попробовать бесплатно на 48 часов Купить

25 марта 2021

Больше десяти лет юрист Андрей Тишковский сопровождает дела по принудительному взысканию долгов. Руководитель группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» в юридической фирме INTELLECT объясняет, стоит ли насторожиться, если о контрагенте нет информации в сети, и как доказать аффилированность организаций, если должник переписал свое имущество на компанию с похожим названием. Подробности — в большом интервью.

— Расскажите немного о специфике своей работы. На каком этапе востребована проверка контрагентов?

— Специалисты нашей компании занимаются проверкой организаций преимущественно при заключении с ними договоров. На основании информации из Контур.Фокуса делаем выводы о состоятельности потенциального контрагента, его имущественном положении. Прикидываем, насколько будет востребована задолженность в случае просрочки. Также на основании данных об аффилированности оцениваем группу компаний. Эти сведения позволяют выявить проблемы и оценить не только конкретного контрагента, но и всю группу.

У нас есть блок вопросов, когда клиенты обращаются за взысканием задолженности. Мы предварительно оцениваем перспективу взыскания задолженности на основе данных о финансовом состоянии. Это бухгалтерский баланс за все предшествующие годы, отчет о прибыли, финансовые результаты деятельности компании. Смотрим, какие у должника есть запасы и основные средства. Также используем это при взаимодействии с судебным приставом-исполнителем. Запрашиваем у директора компании-должника расшифровку всех строк бухгалтерского баланса, чтобы понять, какое имущество было, есть и на какое имущество можно обратить взыскание. Финансовый анализ в Фокусе помогает сделать выводы, насколько организация эффективна и состоятельна. А еще выгружаем отчеты из Фокуса, чтобы представить в суд и судебным приставам-исполнителям.

— На какие критерии вы обращаете внимание при оценке компании-должника?

— Есть исторические сведения о бывших директорах и собственниках. Это очень помогает. Практически в каждом деле, где есть желание закрыть что-то, исторические сведения позволяют понять, кто кому, когда, что продал, и видеть картину в ретроспективе.

Сейчас благодаря Контур.Фокусу у нас все должники на мониторинге. Я каждый день читаю отчеты, смотрю, у кого и что произошло. Был у меня недавно клиент, у которого налоговая начала процедуру исключения его из реестра. Я эту информацию видел и в тот же день сообщил ему. Соответственно, это помогает сформировать доверительные отношения с клиентом.

— Какие ресурсы для проверки вы используете, помимо Контур.Фокуса?

— Ищем контактные данные учредителей и директоров, адреса офисов с помощью сайта web.archive.org. Ресурс позволяет просматривать сайты в различных их редакциях. То есть он делает некие временные точки, где можно посмотреть версию сайта 2–3 года назад. Обычно, когда бизнес только создается, разработчик — это сам собственник компании. Он указывает какие-то свои данные, номер сотового, адрес, что также используется нами для поиска информации.

Новостные ленты мы также изучаем. «Прогуглить» должника и понять, что с ним происходит, — это очень распространенная практика. Если у нас есть фотографии должника или директора компании-должника, мы эти снимки также ищем в поисковике, чтобы понять, где человек использовал этот аватар. Потому что некоторые люди используют в сети не свои имена, а ники. Зачастую удается найти какую-то более расширенную информацию.

При проверке сайта компании-должника мы тоже используем этот подход. Проверяем картинки, которые должник разместил у себя на сайте. Это помогает понять, как сделан сайт. То есть картинки взяты из интернета или это авторские фотографии, которые используются для демонстрации реальных цехов, производственных линий или еще чего-то. Такая проверка на уникальность, что выдает должник в качестве своего.

У нас было одно дело, где должник в исполнительном производстве переписал все активы на компанию с очень похожим названием, причем с тем же директором и учредителем. То есть формально это другое юрлицо. Мы использовали эту информацию, чтобы показать аффилированность обществ. В итоге выиграли дело в суде. Мы доказали, что имущество было передано аффилированной компании. Это было сделано не по действительной сделке, а по мнимой. Фактически имущество осталось у тех же людей, просто таким образом они попытались обмануть судебных приставов.

— Как вы считаете, стало ли мошенникам сложнее работать из-за развития онлайн-сервисов и медиа?

— Если мы говорим про обычных людей, которые занимаются бизнесом, то сейчас вообще принято, чтобы о человеке была информация в сети. Скорее отсутствие этой информации вызывает вопросы, почему об этом человеке нет ничего. Информация в сети — это своего рода уникальный отпечаток, который можно исследовать. Добросовестные контрагенты обычно охотно размещают сведения в интернете. Если этой информации нет, то это вызывает вопросы. Мы сразу же понимаем, что это компании без имени, которые могут просто раствориться, и их  будет невозможно найти. Это к вопросу о репутации организации.

Как Контур.Фокус может помочь в реальных сценариях проверки контрагентов

  • Автоматический финансовый анализ
  • Поиск проблемных аффилированных компаний
  • Анализ информации о компании в СМИ

Попробовать бесплатно на 48 часов Купить